Политическая линия на импортозамещение в нефтегазосервисе требует быстрого и ясного подтверждения в праве
О том, почему сегодня крайне необходимо создавать в стране благоприятные правовые условия для развития нефтегазосервиса, рассказали Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов и председатель Совета Западно-Сибирской Правовой Палаты (ЗСПП) Сергей Шатохин.
- Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев уже неоднократно высказывался о том, что, хотя процесс импортозамещения для российской экономики позволит заметно диверсифицировать её отраслевую структуру и увеличить объемы отечественного ВВП, но это не является самоцелью экономического развития нашей страны. А ваши предпринимательские объединения ставят этот процесс во главу угла сегодняшних экономических преобразований. Почему?
На фото: Владимир Борисов, Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний
Владимир Борисов: Я соглашусь с Дмитрием Анатольевичем в том, что импортозамещение – это только защита отечественного рынка, наступление – создание инновационной экономики, когда мы делаем продукцию (услуги) или лучше, чем есть на мировом рынке, или вообще с наличием других потребительских свойств. Но правительство, и это очевидно в нынешней ситуации, не смогло решить задачу по такой перестройке отечественной экономики, а в мировой экономике импортные операции для России были определенным образом ограничены.
Предпринятые западными странами целенаправленные меры по дестабилизации развития российской экономики потребовали ответных системных действий от государственных и коммерческих структур нашей страны. Антикризисный план Правительства РФ включает ряд позиций, реализация которых позволит смягчить экономические последствия от западных секторальных санкций в отношении базовых отечественных отраслей: банковской, военно-промышленной и нефтегазовой. Были поставлены стратегические задачи импорта замещения в этих сферах экономики, выделены немалые финансовые ресурсы для выполнения данных задач.
На фото: Сергей Шатохин, председатель Совета Западно-Сибирской Правовой Палаты (ЗСПП)
Сергей Шатохин: Отечественный юридический бизнес не может и не хочет стоять в стороне от работы по созданию безопасных условий для социально-экономического развития России. Учитывая необходимость оперативных и рационально выстроенных действий по выполнению запланированных программ, Некоммерческое партнерство «Западно-Сибирская Правовая Палата», объединяющая ведущие юридические и консалтинговые компании региона, выстраивание в текущем периоде комплекса наиболее благоприятных правовых условий для ускоренного развития отечественных мощностей нефтегазосервисных услуг и специализированного машиностроения, обеспечивающих устойчивое функционирование нефтегазовых компаний в Тюменской области и «в целом, в положение и развитие сферы нефтегазосервиса не только законодательно не нацелено на приоритет его локализации на российской территории, но даже не имеет соответствующей идентификации этой сферы экономической деятельности в российских кодах ОКВЭД.
В ходе нашего опроса нефтегазосервисных компаний Тюменской области вопрос законодательного закрепления политической линии государства на импортозамещение в сфере нефтегазосервиса был назван в числе особо актуальных. Если правовые нормы поведения на этом рынке исключат режим «ручного» управления отраслью и станут абсолютно прозрачными для всех его участников, если законным образом будут защищены интересы отечественных подрядчиков в части преимущественного получения объемов сервисных работ в структуре необходимого их общего объема для (хотя бы!) государственных вертикально интегрированных компаний, то, не сомневаюсь, развитие нефтегазосервисного бизнеса по масштабам и технологическим возможностям в предоставлении своих услуг, значительно ускорится и позволит реально конкурировать с аналогичными услугами иностранных подрядчиков.
- Но ведь нормы ВТО, куда вступила Россия, не позволяют представлять преференции отечественным предприятиям, которые не были оговорены при вступлении в эту организацию?
Владимир Борисов: Китай, Канада, Норвегия тоже являются членами ВТО, но там доля нефтегазосервисного рынка, отдаваемого иностранным компания не превышает 30-40%. В России на нынешний момент как раз наоборот – доля отечественных компаний составляет 35 %. То есть надо разобраться какими мерами праворегулирования указанные выше страны смогли обеспечить такой позитивный результат, не нарушая норм ВТО. Хотя сегодня, глядя на то, как лихо вводятся экономические санкции США и Евросоюзом в отношении других стран, - без решения ООН, без соблюдения правил ВТО, - в голову приходит одна здравая мысль: «Надо действовать!».
Нефтегазовые компании пока не почувствовали, определенный вакуум специализированных мощностей, возникающий на рынке сервисных услуг. Видимо пока добычные промыслы работают без крупных аварий, без острого дефицита оборудования на замену устаревшего или требующего ремонта, а также под строительство новых скважин. Между тем, в отличие от предыдущих лет иностранные компании, которые в те годы замыкали на себя 2/3 объема российского рынка нефтегазосервисных услуг, а это почти 20 млрд. долларов США, сегодня практически не заключают договоров с нашими машиностроителями на поставку ранее заказываемого ими оборудования. Секторальные санкции запрещают такие поставки из-за рубежа. Таким образом, видимо недалеко время, когда добычные мощности нефтяной и газовой промышленности могут начать останавливаться.
Сергей Шатохин: К сожалению, у нас также есть сведения, что такие крупнейшие зарубежные компании, как, например, «Schlumberger», «Baker Hughes», «Haliburton» с начала текущего года не заказали тюменским производителям нефтегазового оборудования ничего. Поэтому у меня естественным образом возникает вопрос по поводу «просочившееся» в СМИ информации по приобретению «Schlumberger» крупнейшего отечественного нефтегазосервисного актива – ООО «Буровая компания Евразия». Я думаю, многие знают, что в Восточной Европе даже достаточно крупные и брендовые заводы и фирмы постепенно перестали «подавать признаки жизни» после таких поглощений конкурирующими западными компаниями.
- 5 июня текущего года в Тюмени Вашими силами планируется провести Межрегиональную конференцию по теме «Создание благоприятных правовых условий для импортозамещения в сфере нефтегазосервисных услуг». Какие конкретно задачи будут рассматриваться на этой Конференции?
Сергей Шатохин: Программа Конференции будет выстроена с учетом результатов недавнего опроса руководителей тюменских нефтегазосервисных компаний об актуальных проблемах, мешающих их развитию. Подтвердилось, что эти проблемы связаны не столько с действием западных секторальных санкций, сколько с серьезным отставанием российского законодательства в обеспечении комфортности и динамизма развития сферы нефтегазосервисного обслуживания мощностей базового сектора российской экономики. Поэтому планируется обсудить вопросы разработки и внедрения общероссийского нормативно-правового акта, определяющего сферу нфтегазосервиса в качестве отдельного объекта правового регулирования, нормативных актов, обеспечивающих реальные возможности импортозамещения в сфере нефтегазосервисных услуг путем конкретных мер господдержки предприятий. Кстати, именно к июню правительств РФ обещает обнародовать окончательную версию плана организации импортозамещающего процесса в нашей стране. Видимо в июле на очередном заседании Госсовета этот план будет рассмотрен и начнет воплощаться в жизнь.
В центр обсуждения на конференции будут поставлены и такие актуальные для сервисников и машиностроителей вопросы, как правовая защита авторских и патентных прав компаний, правовое обеспечение эффективных решений в сфере кадрового обеспечения их деятельности в новых экономических условиях, вопросы юридической защиты предприятий нефтегазосервиса в части своевременных расчетов с ними со стороны нефтегазовых компаний.
Владимир Борисов: Действительно, сроки расчетов за выполненные работы сегодня составляют 2-3 месяца после их приёмки заказчиком. Между тем государство требует оплатить НДС с этих объемов работ еще до их оплаты. Чтобы такая ситуация – не загоняла нефтегазосервисные компании в полосу банкротств, по-видимому, следовало бы изменить в указанной части налоговое законодательство.
Сергей Шатохин: Несмотря на то, что в нашем праве определена «свобода договора» и его стороны вправе самостоятельно определять сроки расчетов по нему, мне представляется здесь уместным вспомнить о положениях антимонопольного законодательства, которые тоже может бы следовало доработать в отношении договорного поведения на рынке нефтегазовых монополий.
- Кто будет участником Межрегиональной Конференции?
Владимир Борисов: Приглашаются руководители нефтегазосервисных компаний, машиностроительных предприятий нефтегазового профиля, специализированных научно-технических организаций, топ-менеджеры нефтяных и газовых компаний, работающие на росcийском рынке.
Предварительно проведенные переговоры показали заинтересованность в проведении данного мероприятия со стороны Национальной ассоциации нефтегазового сервиса (г. Ханты-Мансийск) и профильных предприятий других регионов РФ. Своих представителей готовы направить для участия в Конференции соответствующие предпринимательские объединения Казахстана и Белоруссии. Предложение прибыть в Тюмень для участия в Конференции направлено председателю Ассоциации нефтегазосервисных компаний Норвегии господину Эрлингу Квайдсхему. Стратегическим партнером Конференции выступило ОСАО «Ингосстрах».
Считаем, что проведение указанного мероприятия в Тюмени, позволит дать дополнительный импульс развитию регионального кластера нефтегазосервисных услуг, обеспечит для региональных компаний данного профиля более широкий доступ к федеральным финансовым ресурсам, выделенным для целей импортозамещения, формирования в отрасли необходимой технической элиты, ускорит инновационное развитие отечественных нефтегазосервисных компаний.
Сергей Шатохин: В ходе подготовки Конференции планируется разработать предложения по дополнению федерального и областного законодательства новыми нормами праворегулирования сферы развития нефтегазосервиса. Учитывая крайнюю актуальность тематики Конференции, мы надеемся не только на поддержку наших региональных властей, но и федеральных органов власти. Заявили о своём участии представители Минэнерго и Минпромторга России, Комитета по энергетике Госдумы РФ.
На обоих сайтах наших некоммерческих профобъединений открыта регистрация участников Конференции.
Гостеприимный партнер - Ресторанная компания «Максим».
Деловой партнер - Тюменский филиал САО «ВСК».
Партнер - ООО «Центр лизинговых инвестиций».
Специальный информационный партнер – Компания «полное ПРАВО» (Региональный центр Консультант Плюс по Тюменской области).
Регистрация участников Межрегиональной Конференции осуществляется на сайтах: zspp.ru, tangsk.ru, тел. 8 (3452) 50-50-06, e-mail: mail@zspp.ru и 8 (3452) 46-86-46, 64-20-40, e-mail: nptdk@mail.ru